
У многих родителей грудничков (детей от одного месяца до года) возникает вопрос о том, с какого возраста можно сажать ребенка, особенно, если это девочка и как этот процесс должен проходить правильно, чтобы не возникало сомнений и возможных проблем со спиной в дальнейшем.
При чём процесс присаживания девочек кажется более сложным и опасным, т.к. бытует мнение о якобы возможных проблемах с органами малого таза (в нашем случае женской репродуктивной системой), в случае их ранней позиции сидя, с помощью взрослых.
Давайте разберемся в деталях этого ответственного процесса и развенчаем миф о том, что девочек нельзя рано сажать до того момента, пока они не сядут самостоятельно. Программа двигательного развития ребенка, которая описана педиатрами, физиологами, неврологами и основана на многолетних объективных наблюдениях, зависит от двух основных факторов: генетических (то, что передалось от родителей) и эпигенетических (факторов окружающей среды). Генетические (врожденные) моменты обусловливают предрасположенность ребенка к быстрому или медленному услежачеговоению информации (обучаемость) и его темперамент, от которого напрямую зависит желание действовать. Мы все могли наблюдать совершенно разных по поведению детей: неуправляемых «электровеников», которые пребывают в постоянном движении и исчезают из поля зрения через секунду, и спокойно-умиротворенных, сосредоточенных исследователей каждого камешка, травинки и жучка. Факторы окружающей среды непосредственно влияют на возможности реализации заложенных у малыша способностей: если ребенок развивается свободно, не находится в ограниченном пространстве (манеж), у него много интересных ему стимуляторов, мотивирующих его к действиям и двигательной активности, то это считается благоприятными, оптимальными условиями для полной реализации его потенциала.

Многие считают, что если ребенка посадить до момента, когда он сможет сделать это самостоятельно, у него обязательно будут проблемы со спиной, а у девочек ещё и с органами малого таза (в основном с маткой). До сих пор непонятно откуда возникло это убеждение, т.к. ни одного исследования, результаты которого были бы описаны в профильных медицинских изданиях, нет.
Можно найти объяснение этим страхам нашей врожденной биологической программой концентрации внимания на опасности и всем негативном, т.к. на заре человечества это помогало выживать. Именно поэтому мы склонны запоминать все плохое, негативное, даже, если оно встречается в соотношении 1:10000 к хорошему. А позитивное воспринимать, как само собой разумеющееся, хотя и получаем за него позитивное подкрепление от нашей гипоталамо-гипофизарной системы.
Если взять за основу знания анатомии и физиологии детей раннего возраста, то здоровый новорожденный и грудничок (без какой-либо врожденной патологии, пороков развития) далеко не хрупкий организм. Если взять статистику по детской травматологии, то только около 1% грудничков, упавших с высоты 60-100 см, получают травмы. Так что насчет программы двигательного развития девочек и мальчиков? По усредненным данным ребёнок начинает сидеть и ползать от 6 до 12 месяцев, но одни могут уже встать в 6 месяцев, а другие только после года, и при объективном исключении патологии это является индивидуальными особенностями развития (нормой). Очередной раз здесь мы сталкиваемся с повышенной тревожностью родителей, к сожалению, подогреваемой врачами. Важно помнить о времени, которое ребенок проводит в сидячем положении: с 3-х месяцев абсолютно физиологичен угол 45 градусов (т.к. при нем не нагружается позвоночник, а упор приходится на заднюю поверхность бедер, именно поэтому мы просим родителей не закладывать пеленками углубление в стульчиках, качельках, переносках, иначе изменяется нормальная позиция тела малыша и нагрузка распределяется уже неправильно); с 6-ти месяцев - 75 градусов и 90 с ограничением примерно 1,5 часа в день (если малыш схватился за столик или другую поверхность, подтянулся и сел, не надо его сразу отклонять назад); когда ребенок сам удерживается в положении сидя - мы можем использовать угол 90 градусов без ограничений.

Помните - ребенок редко остается в одном и том же положении, если он не предоставлен сам себе. Нет ни одного доказанного случая, описанного в медицинских источниках, о связи положения грудничка сидя и патологией позвоночника, а также проблемами органов малого таза у девочек (это к абсурдному предположению о перегибе матки у девочек, которых посадили до 6 месяцев).
Чтобы гипотетически предположить такую вероятность, девочку необходимо постоянно держать в искусственном положении несколько месяцев. Хочу еще раз подчеркнуть, что все это справедливо для объективно здоровых детей без генетической патологии (в первую очередь со стороны соединительной ткани, т.е. патологической дисплазии). Поэтому, если после осмотров педиатра и узких специалистов (невролог) ребенок признан здоровым, то поводов для беспокойства у родителей быть не должно и девочку, как и мальчика (чем они хуже?) можно присаживать, постепенно и разумно меняя угол. Далее в ситуации, когда по каким-то причинам вам пришлось продержать малыша в сидячем положении несколько часов, то со здоровым ребенком все будет хорошо. При разумном отношении к растущему малышу, ему ничего не грозит на этом этапе.
Ещё раз хочу подчеркнуть: здоровых девочек (с отсутствием патологии органов малого таза, других внутренних органов, соединительной ткани, например, синдромы Марфана, Элерса-Данлоса), можно присаживать, постепенно увеличивая угол от 45 до 90 градусов. Все, что ребенок делает самостоятельно в двигательной активности, относится к его индивидуальной программе развития и является показателем готовности организма к этому. Поэтому не надо класть малыша, который садится в 4-6 месяцев или принудительно сажать детей, которые уже встают в 6 месяцев в кроватке. Он сделал это сам, значит он готов. Не стоит искусственно ускорять двигательные навыки ребенка: помогать вставать у опоры, водить за руки малыша, который ещё сам не ходит, сажать в ходунки и прыгунки, т.к. это не его, а ваша ранняя активность и желание. Он поймет, что если криком или плачем потребовать этого от родителей (т.к. весело же), то эти минуты и превращаются уже в час и более и становятся предрасполагающим фактором к приобретенным изменениям.

Безусловно, если вы это делаете 15-20 минут в день, дозировано, то у здорового ребенка ничего страшного не произойдет. В дальнейшем, основной задачей родителей является организация гармоничного развития ребёнка (спортивные упражнения, массаж и отсутствие избытка массы тела). Не бойтесь что-то упустить, т.к. всех детей регулярно осматривают специалисты в так называемые декретированные сроки, а если у родителей возникают вопросы или сомнения, то они всегда могут получить внеплановую консультацию. Наша задача профессионально, объективно и доказательно исключить патологию, увидеть предрасполагающие факторы, подробно и доступно донести информацию до родителей, чтобы они наслаждались ростом и развитием своего малыша, а не превращали эти потрясающие моменты в тревожное ожидание чего-то плохого.

- Хирург детский
- Уролог-хирург детский